Непростая история Нового года

Новолетие праздновали еще в Месопотамии и Вавилоне, оттуда праздник перешел к египтянам и древним грекам, а после к римлянам. Правда сходство с современным праздником можно найти только если в шествиях, пении и танцах, которые в некоторых культурах устраивались, но смысл праздника был совсем другим. Древние, как и большинство народов гораздо позже, связывали его с сельскохозяйственными и природными циклами, солнцестоянием, началом земледельческих работ или сроком сбора урожая. 

Естественно, Новый год напрямую привязан с принятым календарем.

Самые древние из существующих поныне неевропейских Новых годов: еврейский Рош Ха-Шана (Глава года) отмечается в сентябре (до 2 октября) и древнеперсидский Навруз (Новый день) - весеннее равноденствие 21 или 22 марта по солнечному календарю (не путать с мусульманским новым годом, он считается по лунному календарю, и его не принято отмечать). В Израиле и большинстве исламских стран другое летоисчисление, ведь для них Рождество Христово никак не могло служить отправной точкой для отсчета новой эры. Евреи ведут счет лет от сотворения мира, а мусульмане от Хиджры (переселение пророка Мухаммада в Медину). Китайский Новый год (Праздник весны) наступает в соответствии с лунным календарем между 17 января и 19 февраля. Китайская Народная Республика повсеместно начала использовать общеевропейский календарь и летоисчисление лишь после коммунистической революции в 1949 году, но себе не изменила и праздники считает по-старому. Есть и другие страны, по сей день имеющие свое летоисчисление.

Вернемся к Европе. Как известно, юлианский календарь ввел в 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь. В нем 1 января было официально установлено как начало гражданского года и этот день приобрел самостоятельное значение временной отметки. Однако и за 100 лет до этого события новый год в империи начинался 1 января. Все потому, что в этот день вступали в должность римские консулы. И уже в Риме было принято было дарить на Новый год сувениры и подарки, правда в основном не семьям, а чиновникам. 

Впоследствии юлианский календарь пользовали все страны, входившие в состав Римской империи, однако в остальном мире и после ее распада еще много столетий начало года было весной или осенью. Часто даже на территории одной страны не было единого мнения на этот счет, да и годы летописцы отсчитывали по-разному.

С распространением христианства много западных стран начинают отсчитывать начало очередного года 25 декабря, то есть от праздника Рождества Христова. Кроме того, в средневековой Европе XI-XIII века был очень популярен «благовещенский стиль» (от праздника Благовещения 25-го марта). В консервативной Англии он праздновался аж до 1753 года. После Х века в Европе появляется еще и «пасхальный стиль», по которому год начинается с предпасхальных выходных. В XIV ве­ке этот стиль был широко распростанен в Германских городах. И все это существовало наряду с Византией и ее последователями, где год начинался 1 сентября.

1 января в качестве нового года упоминается в документах Римской империи с XIII–XIV веков, а в документах канцелярии Папы Римского с 1601 года. Одной из первых стран, официально перешедших на Новый год 1 января, была Франция в 1564г (Руссильонский эдикт Карла IX).

К середине XVI века стала очевидна погрешность юлианского календаря (год содержал лишние 11 минут), весеннее равноденствие наступало уже 11 вместо 21 марта, за прошедшие столетия набежало лишних 10 дней. В итоге появился Григорианский календарь с уточненной системой расчета високосного года. После специальной буллы римского папы католические, а затем и протестантские страны, начали переходить на новый календарь, летоисчисление в Европе постепенно начало унифицироваться и 1 января как дата начала года оказывается почти общепринятой.

А что же Русь?

В языческий период были свои зимние праздники, не связанные с наступлением нового года, он начинался в марте. Частично их традиции перешли в христианство и смешались со Святками, Рождеством и Крещением. Тогда в гости к крестьянам приходили Каледа, Овсень и Плуга. После крещения Русь принимает византийский календарь, где новый год стартует 1 сентября, но старые традиции очень сильны и простой народ продолжает праздновать новолетие в марте. После того, как в 7000 году (да-да, ведь тогда летоисчисление велось на Руси и в Византии от сотворения мира) не случилось конца света, князь Иоан III все же вводит официальное новолетие 1 сентября (1492г). Празднуют по-церковному: проходят торжественные службы и молебны, а в первый день года царь принимает всех просителей. Устраиваются обеды для нищих, народ получает милостыню, дарят подарки. Праздник тогда называли Первый день  года. Но все же самым главным праздником на Руси, как впрочем и во всем православном мире, остается Пасха. 

В 1699 (когда на Руси шел 7208 год) Петр I своим указом вводит летоисчисление от Рождества Христова и повелевает праздновать новый год 1 января, как в большинстве европейских стран того времени. Правда, по каким-то причинам, Россия не переходит на григорианский календарь, коим уже пользуется почти вся прогрессивная Европа, а остается с юлианским (византийский - его разновидность). Кроме того, император повелевает украшать города еловыми ветвями и елками, а также устраивать на Новый год фейерверки. Однако в те времена елки никто в дом не вносил и тем более не украшал, а после смерти Петра I традиция вообще канула в лету. Основным зимним праздником в Российской империи как и в Европе являлось Рождество. По случаю нового года во дворце и богатых домах устраивались балы, маскарады, обеды и прочие дорогие и роскошные развлечения, но не более того. О елке вспоминают только в 20х годах XIX века, когда для императрицы Александры Федоровны во дворце устанавливают рождественскую ель, как на ее родине, в Германии. Это значит, что Пушкин и Лермонтов вряд ли хоть раз праздновали Рождество у наряженной елки. В середине XIX века традиция ставить и наряжать елку становится популярной среди богатых людей, а к концу века она уже как родная, ведь и немецкие принцессы при дворе не переводятся. Все уже украшают елку дома, дарят подарки, не хватает только деда Мороза. Но вспомним, что дело происходит на Рождество, Новый год 1 января массово не празднуется, да и зачем, ведь Рождество наступает раньше, 25 декабря. Хотя в Европе праздник с нами все равно не совпадает, ведь они уже лет 200 живут по григорианскому календарю, а к ХХ веку расхождение достигает уже 13 дней.

После февральской революции 1918 года за 1 наступает сразу 14 число и Россия все же следует григорианскому календарю, но РПЦ отказывается (хотя реформа обсуждалась, но теперь Синоду не до этого). Советская власть борется со всем, что напоминает о царской России, а также с религией, поэтому рождественская елка оказывается под запретом. Но трудовой народ грустит без праздника и в 1935 году решено начать массово праздновать Новый год, а заодно возвращается и елка, теперь уже новогодняя. То, что раньше было доступно только богатым, теперь получают все дети рабочих и крестьян. А через 2 года на елке ребят впервые встречают Дед Мороз и Снегурочка. Правда сначала незнакомые персонажи вводят детей в замешательство, но к ним быстро привыкают.

1 января 1947 года впервые становится нерабочим днем в СССР. А в 60х появляются мандарины из Грузии, Абхазии и Марокко на новогодних столах, в это время года это единственный свежий фрукт в стране. С историей страны советов и развитием ее промышленности эволюционируют и елочные игрушки. С 1964 года предновогодний «Голубой огонёк» становится традиционной ежегодной новогодней телепередачей. В 80х появляются фейерверки.

Начиная с 1992 года отдыхают в России не только первого, но и второго января, а седьмое - выходной еще с 1991 года. Когда пришла перестройка, в нашу страну хлынула западная рождественская символика. В 2005м в России установлены новогодние каникулы с первого по пятого января. Их продолжительность часто достигает 11 дней из-за переносов выходных и Рождества, ведь с 2013 года к каникулам добавились шестое и восьмое января. Ни в одной стране такого нет. 

Рождество как церковный праздник празднуется в России все еще по юлианскому календарю 25 декабря, а по государственному это 7 января (до XXII века). Зато дата светского Нового года была просто перенесена в новый, григорианский календарь. Поэтому с 1919 года Новый год празднуется вместе со всей Европой, но раньше Рождества (в отличие от той же Европы). Такая историческая путаница привела к тому, что хоть Рождество разрешено и даже является государственным праздником уже почти 30 лет, до сих пор Новый год имеет превалирующее значение в России и нигде не отмечается так массово, как в нашей стране, а все рождественские традиции мира у нас оказываются новогодними. Даже почти все «близкие сородичи» Деда Мороза на самом деле Рождественские деды. Зато только у нас есть старый Новый год. Для перешедших на григорианский календарь в XVII веке стран уже настолько не близок, что они называют его православным.